От Тасмагамбетова до Кульгинова. Как 5 акимов пытались решить вопрос с LRT

Астанчане в первый раз услышали аббревиатуру LRT в 2010 году.

Тогда жители столицы были воодушевлены и гадали, каким будет легкорельсовый транспорт. В течение девяти лет проект LRT переходил от одного столичного акима к другому.

И если Имангали Тасмагамбетов участвовал в закладке капсулы, то нынешнему градоначальнику Алтаю Кульгинову нужно искать инвестора на завершение еще, по сути, не начавшегося проекта наземного метро.

 2010 год

Объявлено о строительстве наземного транспорта в столице. На отчетной встрече с населением аким Имангали Тасмагамбетов рассказал, что этот проект поможет разгрузить дороги и будет курсировать от старого железнодорожного вокзала до нового административного центра.

- Этот проект позволит осуществлять горожанам быстрое и комфортное передвижение, а городу даст значительную разгрузку транспортных потоков (...). Проект легкорельсового трамвая (ЛРТ) протяженностью 61,1 километра предполагается реализовать в четыре этапа. Сейчас прорабатывается вопрос о привлечении льготного займа правительства Франции, которое уже выделило первоначальный грант в размере 570 тысяч евро, - приводит его слова КазТАГ.

2011 год

В 2011 году была заложена капсула строительства LRT. Планировалось три линии общей протяженностью 41,81 километра.

При этом вторая линия задумывалась на участке от старого железнодорожного вокзала до "Абу-Даби Плаза": - Линия первой очереди: "Аэропорт - "Абу-Даби Плаза" пройдет по трассе на аэропорт, проспект Кабанбай батыра и улица Cыганак, протяженностью 16,39 километра и включает строительство восьми станций.

- Линия второй очереди: "Абу-Даби Плаза" - Железнодорожный вокзал" соединяется по проспектам Туран, Сарыарка и улицами Потанина, Затаевича, Гете. Протяженность 7,85 километра, шесть станций.

- Линия третьей очереди: "Железнодорожный вокзал - "Абу-Даби Плаза" включает 13 станций. Линия пройдет вдоль проспектов и улиц Гете, Республики, Богенбай батыра, Валиханова, Кенесары, Абылай хана, Момышулы, Тауелсиздик, № 39А, Сыганак. Протяженность 17,57 километра. В том же 2011 году в научно-исследовательском проектном институте генплана Астаны заявили, что в 2014 году завершится строительство первой ветки, которая соединит аэропорт и железнодорожный вокзал столицы.

- По проекту ЛРТ будет на двух уровнях, как в Абу-Даби. В перспективе до 2030 года планируется закольцевать ЛРТ по периметру города, - сказали в институте.

2012 год

В 2012 году французская компания Alstom предложила к выставке EXPO-2017 построить три линии, 42 остановки, запустить около 50 трамваев, а основной состав поезда выполнить в виде головы снежного барса.

2013 год

В 2013 году сообщалось, что вместо LRT в Астане будут курсировать скоростные автобусы.

Нурсултан Назарбаев посчитал проект строительства легкорельсового транспорта, предложенный французскими компаниями, дорогим. Президент поручил акимату заняться внедрением только одной очереди, менее расходной.

- Ими (французскими компаниями - прим. автора) предложена высокая стоимость, более 300 миллиардов тенге, что нас не устраивает (...).

Поэтому акимат города предлагает рассмотреть альтернативный вариант в виде выделенных полос для скоростного автобусного сообщения. Первая очередь данного проекта требует гораздо меньших затрат, поэтому принято решение заниматься его внедрением, - заявил Глава государства в 2013 году.

Экс-председатель правления АО "НК "Астана ЭКСПО-2017" Талгат Ермегияев (позже осужденный за коррупцию) тогда тоже был обеспокоен расходами на строительство LRT.

По его словам, в целях экономии правильнее выбрать БРТ: "БРТ (скоростное автобусное сообщение по специальным полосам - прим. автора) - это дешевле, более 130 миллиардов тенге будет стоить. Тогда как легкорельсовый транспорт (ЛРТ) - только первый комплекс стоил 235 миллиардов тенге до "Абу-Даби Плаза" от аэропорта.

А БРТ охватывает всю систему развязки в городе, и он будет стоить не более 135 миллиардов тенге".

2015 год

Через два года вновь заговорили о проекте. В 2015 году в "Астанагенплане" заявили, что LRT будет строиться, правда, только после 2020 года.

По данным организации, линия должна была проходить от международного аэропорта по проспекту Кабанбай батыра вдоль выставки EXPO-2017 через комплекс "Абу-Даби Плаза" до нового железнодорожного вокзала.

2016 год

Уже другой столичный аким - Адильбек Джаксыбеков подтвердил планы по LRT и выразил надежду на то, что наземное метро будет популярным.

- В скором будущем в городе появится новый вид общественного транспорта - легкорельсовый трамвай. Уверен, что он в перспективе будет пользоваться большим спросом у горожан, - заявлял Джаксыбеков.

1 декабря 2016 года был опубликован план развития транспортного комплекса Астаны, в котором LRT называется одним из лучших решений в вопросе пассажиропотока.

Скриншот с презентации плана развития транспортного комплекса Астаны На этот раз LRT обещали запустить к концу 2018 года. Стоимость поездки на легкорельсовом транспорте в Астане, по словам экс-председателя правления ТОО "Астана LRT" Талгата Ардана, должна была составить 200 тенге.

2017 год

Новый аким Асет Исекешев в апреле 2017 года во время рабочей поездки в Китай обсудил реализацию проекта с мэром китайской столицы Цай Ци. На сайте столичного акимата было указано, что строительство LRT является одним из основных казахстанско-китайских проектов.

Позже в "Дирекции по строительству ЛРТ" показали, как будет выглядеть LRT в столице Казахстана. Тогда в компании озвучили данные, что наземное метро сможет перевозить до 146 тысяч человек в сутки.

2018 год

Была озвучена стоимость проекта LRT протяженностью 22,4 километра - один миллиард 887 миллионов долларов. Для строительства была выбрана китайская компания. Проект обещали завершить до 31 декабря 2019 года.

- В итоге строительством проекта занялась китайская компания. Стоимость проекта составляет один миллиард 887 миллионов долларов, протяженность - 22,4 километра, это со всеми подъездными путями, - сказал заместитель председателя правления ТОО "Астана LRT" Айтказы Арыкбаев.

В этом же году на реализацию проекта линии LRT в Астане было выделено 16,2 миллиарда тенге.

- На реализацию проекта LRT на 2018-2019 годы предусмотрено 16,2 миллиарда тенге. В 2018 году - 9,1 миллиарда тенге, в 2019 году - 7,1 миллиарда тенге. На сегодняшний день участником консорциума китайских компаний - фирмой China Railway No.2 Engineering Group Co., Ltd проводятся мероприятия по устройству свайных фундаментов, опор эстакады, - сообщил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек 26 июня 2018 года.

Буквально через день стало известно, что в Банке Астаны "застряли" деньги для столичного LRT - 200 миллионов долларов.

2019 год

Аким Бахыт Султанов заявил о приостановлении строительства системы легкорельсового транспорта из-за недостаточного финансирования. 15 июля Президент Касым-Жомарт Токаев раскритиковал строительство LRT и призвал правительство вместе со столичным акиматом поставить точку в данном вопросе.

И теперь новый аким Алтай Кульгинов будет искать инвестора для строительства проекта. Между тем, по словам главы "Астана LRT", на строительство LRT не хватает 1,5 миллиарда долларов.

Это скриншот из презентации LRT 2018 года. На фотографии изображены "Абу-Даби Плаза" и одна из станций легкорельсового транспорта.

В этом году строительству еще одного долгостроя "Абу Даби Плаза" исполняется девять лет, как и LRT. Пока в столице думают над тем, что делать с LRT, колонны наземного метро стоят без дела.

Кто-то из жителей в шутку предлагал оставить их в виде памятника, чтобы жители и гости столицы могли смотреть на них из окон автобусов.

НОВОСТИ АКТОБЕ
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
14 просмотров в январе
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
О судьбе Артема Головни, получившего тяжелые ожоги летом 2019 года во время пожара, написали многие СМИ, прежде чем медики отправили парня в столичный научный центр, передает City04.kz. За почти 8 месяцев, пока Артем лежал в Больнице скорой помощи, его состояние не улучшилось. Наоборот, недавние анализы показали, что гемоглобин снизился до 46, а каждое движение израненных ног и спины приносит нестерпимую боль. В этой истории есть и героизм, и драма, и подл...
Общество
В актюбинском архиве нашли документы репрессированного жителя Кандыагаша, следы которого два года искал его правнук, передает City04.kz. Как сообщили в пресс-службе полиции, два года назад 28-летний житель Новосибирска Роман Завадовский начал собирать историю семьи. Однако о своем прадеде Иване Завадовском он не нашел ни одной информации. Роман начал поиски на сайте «Мемориал», и все пути вели в Актюбинскую область. Два раза он писал письма в официальные о...
Общество
Замглавы МВД показал журналистам первый образец новых номеров для автомобилей с иностранным учетом, передает City04.kz. Номерами планируется обеспечить все привезенные из стран ЕАЭС машины после их регистрации в Казахстане. Знаки будут желтого цвета с цифрой 18 вместо номера региона. Зарегистрировать завезенное до февраля 2020-го года авто можно, придя со всеми документами на машину и своим удостоверением в спецЦОН. После временной регистрации на авто прик...
Происшествия
В Байганинском районе найден потерявшийся сельчанин, передает City04.kz По информации пресс-службы ДП, полицейские два дня искали в степи мужчину, который несмотря на буран, пошел искать пропавший скот. 25 января обеспокоенные родственники сообщили о пропаже мужчины, который днем вышел за скотом из крестьянского хозяйства и не вернулся. После вызова незамедлительно были начаты поисково-спасательные работы вблизи зимовки Шубар п.Карауылкельди Байганинского...
Происшествия
В понедельник, 27 января пострадавшие в аварии журналисты и водитель микроавтобуса, который перевернулся по дороге на отчет районного акима,  доставлены в Актобе, передает City04.kz. Авария произошла на трассе "Самара-Шымкент" в воскресенье утром (https://www.city04.kz/news). На 1024 км автодороги "Самара-Шымкент", вблизи посёлка Улгайсын Айтекебийского района, микроавтобус вылетел с трассы и несколько раз перевернулся. Пассажиры - журналисты и операторы а...
Происшествия
Ақтөбе облысында Самара-Шымкент тас жолында журналистер мінген автобуста болған оқиға жөнінде толығырақ City04.kz тілшісі баяндайды . Жол апатының салдарынан, күні кеше 3 азаматтың ауруханаға жеткізілгендігі айтылды. Бұған дейін Сity04.kz тілшісі Самара-Шымкент тас жолында журналистер мінген микроавтобустың аударылғандығы жөнінде хабарлаған болатын. Жол көлік оқиғасынан ең ауыр жарақат алған автобустың тізгініндегі 39 жастағы жүргізуші әлі де ауыр халде. О...
Происшествия
В воскресенье, 26 января спасатели Актобе продолжали выезжать на вызовы,чтобы помочь водителям выбраться из снежного плена, передает City04.kz. В 11 часов 40 минут в Кобдинском районе, с. Сарыбулак, на 598 км автодороги «Самара-Шымкент» в снежном заносе застрял легковой автомобиль, сообщает пресс-служба ДЧС. На место вызова в 11 часов 45 минут выехали 3 человека личного состава и 1 единица техники ПЧ-19 ГУ «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных рабо...
Происшествия
Жителей регионов, где наблюдается метель, просят не выезжать за город на автомобилях. МВД занимается поиском людей, которые застряли на дорогах из-за бурана. Об этом сообщил заместитель министра внутренних дел Юрий Ильин, передает City04.kz. "Сегодня общими усилиями подразделениями МВД, местных исполнительных органов, "КазАвтоЖол" в общей сложности более 140 единиц довели до города, в Акколь (Акмолинская область), где в сборно-эвакуационном пункте размещал...
Общество
Корпорация "Казахмыс" переживает сложное время, передает City04.kz. На сайте корпорации появилось обращение председателя правления компании Эдуарда Огая, в котором он отметил, что «с чувством глубокой печали воспринял скорбную весть» о смерти председателя профсоюзной организации «Кәсіп Қорған» Тогузбая Тажбенова. - Как первый руководитель ТОО “Корпорация Казахмыс” я с полной ответственностью заявляю, что со стороны компании будут приложены все усилия для у...