• Главная
  • Полмиллиона водителей такси в Казахстане работают в «серой зоне»
19:00, Сегодня

Полмиллиона водителей такси в Казахстане работают в «серой зоне»

Полмиллиона водителей такси в Казахстане работают в «серой зоне»

В Казахстане в сфере такси заняты более 500 тысяч человек, однако сам рынок по-прежнему остается слабо урегулированным и частично находится вне правового поля, передает Noks.kz.

С таким заявлением в депутатском запросе выступил мажилисмен Елнур Бейсенбаев. По его словам, при ежегодных более чем 150 млн поездок платформенные сервисы до сих пор не могут предоставить точные выходные данные о водителях, что, по мнению депутата, выглядит парадоксально для цифровой экономики.

Бейсенбаев отметил, что действующее законодательство оперирует устаревшими, еще «советскими» понятиями, которые не отражают реальную модель работы современных агрегаторов — таких как Яндекс, InDriver, «Апару» и других. В результате их деятельность фактически оказывается в «серой зоне», где не урегулированы вопросы ответственности, стандартов безопасности, прозрачности алгоритмов, страхования и защиты прав пассажиров и самих водителей.

По словам депутата, отсутствует четкое определение понятия «водитель такси», а также разграничение обязанностей между водителем, таксопарком и агрегатором. Это приводит к социальной незащищенности таксистов. Требование о ежедневном медицинском осмотре, по его мнению, носит формальный характер и фактически не выполняется, а поездки зачастую не страхуются.

Кроме того, Бейсенбаев указал на отсутствие полноценной проверки данных водителей — водительских прав, технического состояния автомобилей и наличия техпаспортов. В результате к заказам могут допускаться лица без прав, в том числе на праворульных автомобилях, которые используются для междугородних поездок на высокой скорости. Депутат также обратил внимание на непрозрачное ценообразование, отсутствие безналичной оплаты у некоторых сервисов и недостаточный контроль скорости, маршрута и отклонений от него, несмотря на технические возможности агрегаторов.

Отдельной проблемой, по его словам, является отсутствие в ряде приложений системы экстренного вызова и круглосуточной поддержки пассажиров.

В связи с этим мажилисмен предложил ряд мер, включая разграничение функций диспетчерских служб и цифровых сервисов, законодательное закрепление статуса водителя такси, введение регулярных медицинских обследований с автоматизированным контролем, обязательное страхование каждой поездки, а также усиление требований к прозрачности цен и проверке данных водителей и автомобилей через государственные базы.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Объявления