18+

Спрос на операции по пересадке органов растёт в Актобе

Фото из интернета

Ведущие врачи Казахстана обсудили вопросы трансплантации и развития посмертного донорства. Совещание проходило в Актобе в рамках государственной программы развития здравоохранения РК «Денсаулык» на 2016 -2019 года, передает City04.kz со ссылкой на Bnews.kz.

В Актобе ежегодно проводятся десятки операций по пересадке органов. Первую из них  провели в 2014 году. Реципиентом тогда стала 33-летняя актюбинка Светлана Мамбеталина, которой пересадили почки. Девушка никогда и не думала, что обычная ангина может привести к тяжёлым последствиям: инфекция проникла в организм и стала причиной воспаления.

Болезнь быстро прогрессировала: через несколько лет почки перестали справляться со своей функцией. С сильными болями в пояснице и другими симптомами Светлана обратилась к врачу. Женщине прописали пожизненный гемодиализ.

«Счастлив тот человек, который не знает, что такое гемодиализ. Три раза в неделю я была прикована к аппарату «искусственная почка». Медицинская процедура занимала 4 часа. После процедуры очень сильно болеешь»,  — рассказывает Светлана.

Но без диалеза больные с почечной недостаточностью не проживут и больше недели. Аппарат очищает кровь от шлаков. Светлана знала, что время безнадёжно упущено и работу почек уже не восстановить. Здоровье женщины сильно пошатнулось. Ей становилось всё хуже и хуже, а спасти её могла только трансплантация органа. В конце 2014 года Светлане повезло. Ей сообщили, что по государственной программе в Актобе будет проведена первая операция по трансплантации органа.

«Узнав об этой потрясающей новости, я буквально прилетела в больницу, а здесь врачи меня спросили, согласна ли я на операцию. Я сказала: «Конечно!». Это было моим единственным спасением. Мне было страшно, я понимала, что в Актобе такие операции не проводились, но, во-первых, терять мне было уже нечего, а во-вторых, за много лет лечения актюбинские медики мне стали как родные. Я знала, что они профессионалы и доверилась им»,  — вспоминает Светлана Мамбеталина.

Почку Светлане пожертвовала её родная сестрёнка. Операцию проводили актюбинские хирурги под руководством профессора Республиканского центра трансплантологии Жаксылыка Доскалиева. Это был мастер-класс, положивший начало трансплантации органов в Актобе.

Операция прошла успешно. Восстанавливалась после неё женщина месяц. С пересаженной почкой Светлана живёт уже четвёртый год и чувствует себя прекрасно. Единственное напоминание о страшных событиях прошлого – лекарства. Их Свете надо принимать каждый день, чтобы не произошло отторжения органа.

«Врачи подарили мне вторую жизнь. Я очень счастлива и благодарна им за это»,  — говорит Светлана Мамбеталина.

Сегодня Светлана стала другим человеком. Но не из-за того, что у неё теперь здоровая почка. После пережитого она стала ответственней относится к своему здоровью, чем раньше. Теперь она не допускает переохлаждения, тепло одевается, вовремя сдаёт анализы и наблюдается у врачей.

Медицина Актобе тоже успешно продолжает идти вперёд в области трансплантологии. С 2014 года здесь проведено 50 таких операций. Особенно активно в областном центре развивается и родственное донорство. После операции и пациент, и донор живут полноценной жизнью. При этом матери, отдавшие часть печени (орган, который восстанавливается ) или почку детям, успешно рожают потомство.

Но в новой медицинской отрасли остаётся и не мало острых проблем. Одна из них – дефицит кадров. Готовых специалистов в Актобе можно пересчитать по пальцам. Обучение одного из них требует как минимум 10 лет. Учитывая, что подобные операции проводятся в регионе всего четыре года, этоочень острая проблема. Но всё-таки разрешаемая.

В области постоянно проводятся мастер-классы по пересадке с участием хирургов из Южной Кореи. К тому же наши специалисты часто выезжают за границу, где проходят специальное обучение. Но и тут есть обратная сторона медали – нехватка финансирования. Государство хоть и выделяет средства на препараты и расходный материал, но их не хватает, потому как цены на которые лекарства сильно растут.

«Самая удачная практика – возмещение затраченной суммы по факту. То есть, сколько мы затратили, столько и выдали. Но, к сожалению такого нет»,  — говорит медицинский директор детского стационара актюбинского медицинского центра Ерлан Султангереев.

Высокая смертность среди людей,страдающих заболеваниями печени, свидетельствует о явных проблемах с донорством. Не во всех случаях больным подходят родственные доноры. Тогда люди вынуждены ждать органы, а это процесс долгий. Только по Актобе в пересадке почки или печени нуждаются свыше пятисот человек. Некоторые не доживают до этого момента.

«Я проводил аналитику среди пациентов с циррозом печени. Среди тех кому выставлен диагноз и имеется осложнённое кровотечение из пищевода. В течении одного года 20 процентов таких пациентов, к сожалению, умирают»,  — говорит хирург Ерлан Султангереев.

Он отмечает, что ещё одной проблемой является абсолютно не развитое в Казахстане трупное донорство: получить органы от живого донора не всегда возможно. Но и этот вопрос на стадии обсуждения.

В Америке донорами органов в случае внезапной смерти согласны стать почти сто процентов граждан. В других западных странах – около 70 процентов. Нас же эта тема пугает. Многие считают, что это противоречит вероисповеданию. Но даже служители мечети заявляют, что пересадка органов не противоречит канонам Ислама. Отдел шариата и фетв Духовного управления мусульман Казахстана в 2017 году официально разрешил пересаживать орган как после смерти человека, так и при его жизни.

«В Исламе главное – не причинить вред человеку. Если есть возможность спасти человека, то нужно использовать её. Это метод лечения. Если Аллах создал болезнь, то значит и создал метод её лечения. Поэтому считается, если трансплантация   — единственный метод спасти человеку жизнь, то она в Исламе разрешается. Конечно, тело – имущество, дарованное человеку от Всевышнего. Поэтому, если человек вправе жертвовать своим имуществом, он вправе жертвовать и своими органами после смерти», объясняет имам мечети «Нур Гасыр» Кайрат Дарменов.

По шариату, отмечает он, пересадка оценивается как садака, за которую Всевышний воздаст награду, потому что орган пожертвован во имя блага другого человека.

Законодательная база Казахстана, регламентирующая трансплантацию, создана в соответствии с международным опытом. Законопроект охватывает все вопросы, в том числе и вопросы создания электронной базы, в которой отражены регистр согласия или несогласия граждан на пересадки его органов, регистр доноров, реципиентов и т. д.

«Закон позволяет нам забирать органы, если человек при жизни не отказывался быть донором. Но мы хотим, чтобы было согласие: когда есть консенсус и результативность высока. Поэтому мы считаем целесообразным ставить родственников в известность, убеждать их в том, что это нормально»,  — говорит профессор Жаксылык Доскалиев.

Когда врачи констатируют смерть человека, то обязательно спрашивают у его родственников разрешение на донорство. И если они получают согласие, то тело подключают к аппарату искусственной вентиляции лёгких: вводятся препараты для поддержки сердечной деятельности, которые организм самостоятельно уже не вырабатывает. Врачи называют такие манипуляции не продлением жизни человека, а продлением работы некоторых органов, так как жизненно-важные центры человека уже погибли. С родными погибших ведут беседу психологи: им не легко даётся решение о донорстве.

Самый известный случай посмертного донорства в Актобе произошёл пару лет назад. В результате дорожно-транспортного происшествия был смертельноранен молодой парень. Врачи констатировали смерть мозга, и его родственники, несмотря на большое горе, дали своё согласие на забор органов для спасения других людей. Так семь пациентов получили донорские органы: почки, сердце, печень, поджелудочную железу, и роговицу глаз. Каждый из этих пациентов получил шанс на жизнь благодаря погибшему парню.

Закон позволяет каждому казахстанцу стать донором при жизни. Любой гражданин может официально зарегистрировать своё волеизъявление, чтобы определиться быть или не быть ему донором после смерти. Для этого он должен придти в поликлинику и сообщить о своём намерении. Об этом сразу же информируют родственников. Врачи обследуют состояние донора, его данные вносятся в базу данных координационного центра.

«В случае наступления смерти мозга, мы смотрим базу данных, и если он дал при жизни согласие, то мы никого и спрашивать не будем. Вот для этой цели поправка в законе есть»,  — отмечает Жаксылык Доскалиев.

Чтобы не допустить криминала и коммерции в трансплантации органов, законодательством также установлены инструменты контроля. Так, операции по пересадке органов выполняются только в государственных медучреждениях, которые получили соответствующую лицензию. Кроме того, по закону за куплю-продажу человеческих органов предусмотрена уголовная ответственность.

«Если вы говорите, что врач способен не лечить тяжелобольного пациента ради органа, значит, вы не знаете ситуацию. Этот врач, который лечит пациента, он даже не знает, кому эти органы пойдут. Даже те люди, которым пересадили органы, они не знают. Мы их не информируем. И закон запрещает нам разглашать это»,  — говорит Доскалиев.

Ежегодно в Актобе наблюдается увеличение спроса в два раза на пересадку почки и печени. В регионе есть планы проводить трансплантацию детям. Несмотря на барьеры, казахстанские медики спасают жизни безнадёжно больных, обречённых на смерть людей.