Дмитрий Верхотуров, востоковед
Пятьдесят лет назад, на рубеже 1969-70-х годов, археологической экспедицией в Казахстане было сделано уникальное открытие – усыпальница "золотого человека". О неожиданных деталях этой находки ученые спорят до сих пор. Так, по мнению некоторых исследователей, "золотой воин" был женщиной.
Рай для кочевниковДолина реки Иссык, что в 50 километрах к востоку от Алматы, по меркам кочевников – настоящий рай. Горная река с чистой водой, текущая с ледников, два озера – Иссык и Акколь, широкая долина с прекрасным альпийским лугом, обрамленная предгорьями. И над всем этим великолепием, способным вместить много скота и лошадей, сияет ледниками хребет Заилийского Алатау.
Эту долину кочевники использовали в качестве летнего пастбища с глубокой древности, а примерно 2 500 лет назад здесь располагались летние пастбища богатого и знатного правящего рода. От того времени остались огромные курганы.
Недалеко от города Есик находится цепочка из 45 крупных курганов диаметром от 30 до 90 метров и высотой от 4 до 15 метров. С первого же взгляда понятно, что такие курганы могли соорудить только для захоронения богатых правящих особ, так что их часто называют "царскими". В 1969 году Жетысуйская археологическая экспедиция под руководством К.А. Акишева приступила к раскопкам одного из курганов (курган №6 в этом могильнике), который неожиданно и дал уникальную находку – "золотого человека".
Нежданная находкаСлово "неожиданно" надо пояснить. Дело в том, что раскопки курганов, особенно таких больших, представляют весьма трудоемкую работу. По существующей методике требуется полностью снять всю насыпь, которая у кургана №6 была 60 метров в диаметре и 6 метров в высоту. Затем изучается площадь вскрытого кургана и раскапываются обнаруженные захоронения и различные подкурганные сооружения.
Но эта работа нечасто дает богатые находки. Подавляющее большинство курганов было ограблено еще в древности. От грабительских ям на поверхности курганов обычно остаются большие воронки. Это означает, что могила разрушена. Археологи раскапывают такие курганы в надежде, что грабители не слишком аккуратно его ограбили и что-нибудь в нем оставили, или же не заметили какой-нибудь тайник. Ну и, конечно, для исследования сооружения и погребального обряда, что дает ценную информацию. Многие древние общества, в том числе и то, которое оставило курганы в долине реки Иссык, мы знаем почти исключительно по погребениям.
Обычно на сотни и тысячи кубометров земляных работ археологам достается лишь несколько мелких вещей, не замеченных древними грабителями.
Курган №6 грабили несколько раз. Сначала была прорыта горизонтальная штольня, а потом курган был вскрыт сверху колодцем. Центральная могила оказалась полностью разрушенной и разграбленной, ничего существенного в ней найти не удалось. Но археологов поджидал сюрприз. В 15 метрах к югу от центральной могилы под лопатами показались концы торчащих почти вертикально бревен – остатки еще одного погребения. Рядом с ним не было грабительских лазов, и в экспедиции возник ажиотаж в ожидании находок.
Совершенно нетронутое захоронениеВскоре была расчищена погребальная камера размером 3,3х1,9 метра, срубленная из стволов тянь-шанской ели и перекрытая бревенчатым накатом. Сгнившее покрытие осторожно сняли и расчистили камеру внутри.
Камера была выстлана досками. В одной ее части была сложена посуда: девять крупных керамических сосудов (в них оставляли пищу), 16 чаш и поддонов, черпак. Среди посуды были также две серебряные и одна бронзовая чаши. В другой части камеры лежал совершенно непотревоженный костяк человека в богатой одежде. Выше черепа находились остатки высокого, украшенного золотыми украшениями головного убора. На шее массивная золотая гривна. Кости туловища примерно до бедер были покрыты сплошным слоем золотых бляшек – остатки богато украшенного короткополого кафтана. На ноге сохранились остатки высокого, облегающего сапога, расшитого золотыми бляшками. Справа лежал железный меч, под левой рукой был обнаружен железный кинжал в ножнах, а рядом обвитая золотой лентой плеть.
Общий облик камеры, как его запечатлели фотографии, не оставлял сомнений в том, что оно абсолютно не потревожено. Вещи были на тех же местах, где их оставили в древности. Над ними потрудились только тление да полевые мыши. Это очень большая удача – найти полностью сохранившееся погребение. Не всякому археологу выпадает такое счастье.
"Золотой человек" из кургана Иссык стал знаменитым и впоследствии сделался одним из символов Казахстана. Некоторые предметы были использованы в государственной символике Казахстана. Статуя его венчает Монумент независимости в Астане.
Мужчина или женщина?В круге степных древностей, которые нам оставили кочевники, такие погребения очень редки. Только вот сияние расшитого золотом кафтана заслонило некоторые любопытные обстоятельства.
Считается, что это погребение молодого мужчины возрастом 18-19 лет. Это следовало из заключения антрополога О.И. Исмагулова. Однако башкирский археолог Р.Б. Исмагилов, побеседовав с антропологом, выдвинул другую версию – погребение может быть женским.
Во-первых, Исмагулов исследовал только несколько костей черепа, а не весь скелет (пол обычно определяется по костям таза, которые у женщин и мужчин резко отличаются) и дал лишь предварительное заключение. Во-вторых, высокий головной убор больше всего схож с казахским свадебным женским убором "саукеле". В-третьих, была найдена сумочка, в которой находилось бронзовое зеркало и кусочек охры. Наконец, в-четвертых, о чем почти всегда забывают, в культурах древних кочевников этого времени (V-VI века до н.э.) в семейных курганах мужчина занимал центральное место (это погребение было разграблено), а женщину, умершую позже, хоронили рядом в отдельной могиле, а потом насыпали общий курган. Лично я склоняюсь к точке зрения Исмагилова, поскольку его аргументы весьма убедительны.
Среди исследователей сложились две фракции по поводу того, кто это был: мужчина или женщина. Споры, очевидно, будут вестись еще долго, тем более что у них есть теперь политический привкус: может ли быть символ Казахстана женщиной-воительницей. А почему бы и нет?
Версия: женщина-воин, павшая в боюЭто была не просто женщина знатного правящего рода, но и воин. Она, скорее всего, погибла в бою, в жестокой схватке. Почему я так думаю? Во-первых, потому, что у скелета отсутствует правая нога, осталась только верхняя часть бедренной кости. Соответственно, в могиле только один сапог, надетый на левую ногу. Правого сапога нет совершенно, и непотревоженный характер могилы говорит, что его и не было при погребении. Во-вторых, меч сломан, и у него отсутствует лезвие. Судя по фотографии, меч обрублен под углом примерно 45 градусов к лезвию возле рукоятки. Нет никаких признаков того, что лезвие меча разрушилось в могиле – все равно бы осталась полоса ржавчины и остатки ножен. Пространство же справа от правой ноги чистое и на досках пола ничего такого нет.
Кстати, в могиле оружие помещено необычно: меч справа, а кинжал слева, при том что должно быть наоборот. Меч вешают именно слева, чтобы его можно было достать из ножен правой рукой. В реконструкции костюма К.А. Акишев "повесил" меч слева, очевидно, не придав значения этой странности, а также "добавил" недостающий правый сапог. Немаловажный факт выпал таким образом из рассмотрения.
Моя версия такова: женщина участвовала в войне и в своем последнем бою сошлась в схватке с опытным врагом. Противник сначала сломал ей меч, классическим ударом, которым мечи и ломают, а потом исключительно сильным ударом отсек ей правую ногу посередине бедра. Ранение однозначно смертельное, женщина истекла кровью. Ее тело привезли на родовое стойбище, обрядили в парадную одежду (можно предположить, свадебную) и похоронили вместе с личными вещами, вероятнее всего, рядом с мужем, погибшим или умершим раньше ее. Над двумя могилами многочисленные соплеменники насыпали большой курган, не пожалев для последних почестей труда.
Возможно, моей версии будут возражать. Но я предлагаю исследовать правую бедренную кость погребенной. Если моя версия правдива, то на кости должны остаться следы рубящего удара, и судмедэксперты без труда их опознают.
Вокруг "золотого человека" из кургана Иссык, видимо, будет еще немало споров и дискуссий. Возможно, будут проведены дополнительные исследования. На мой взгляд, это было бы очень желательно. Ведь эта крайне неординарная находка, раскрывающая во всей красе культуру давно исчезнувшего кочевого общества, о котором нам мало что известно.
Sputnik Казахстан