Сарсенбек Акбар, муж Гульнур Косдаулет, одной из тех, кто протестовал перед посольством и консульством Китая в Казахстане, вечером 8 февраля приехал в Алматинскую область. Гражданин, проведший около трех лет в китайском лагере и два года под домашним арестом, воссоединился со своей семьей, которую не видел несколько лет. Гульнур Косдаулет подтвердила kz24.news, что ее муж вернулся в страну. Но он боялся давления и не решался давать интервью СМИ.

На видео, распространенном в социальных сетях, видно, что Сарсенбек Акбар плакал вместе со своей семьей.

По словам Гаухар Курманалиевой, один из тех, кто требовал освобождения ее родственницы в Китае вместе с Гульнур Косдаулет, Сарсенбек Акбар перешел в Казахстан через таможенный пост Коргас 8 февраля. По словам Гаухар, к этому делу причастно представительство МИД Казахстана в Урумжи.

Министерство иностранных дел Казахстана пока не прокомментировало эту информацию.

Гульнур Косдаулет вместе с другими гражданами протестовала перед консульством КНР в Алматы, требуя вернуть мужа, который давно находится в Синьцзяне. Иногда она возила в консульство старенькую свекровь, которая была в инвалидной коляске. Она неоднократно жаловалась властям Китая и Казахстана.

По словам родственников, 2017-2020 годы Сарсенбек Акбар провел в «политлагере» в Синьцзяне. Позже его отпустили и поместили под домашний арест.

Некоторые из узников «политлагеря» в Китае ранее вышли на свободу и приехали в Казахстан. Но они и их родственники боятся давления и отказываются давать интервью СМИ. По словам их родственников, китайские власти обычно «противопоставляют» их своим родственникам, «которые требуют их свободы в Казахстане» и «угрожают им».

Международные правозащитные организации и мировая пресса часто пишут о массовом заключении казахов, уйгуров, кыргызов и представителей других мусульманских национальностей, проживающих в китайском регионе Синьцзян, в «политлагеря».

Исследователи утверждают, что Пекин стерилизовал и делал аборты женщинам в Синьцзяне, чтобы сократить население. Женщины, покинувшие лагерь, рассказали, что там их насиловали охранники, а мужчин пытали в заключении. Международные правозащитные организации и страны Запада обвинили Пекин в совершении «геноцида» против мусульман в Синьцзяне.

Власти Китая, называющие политлагеря «учебными центрами», а свою политику в Синьцзяне «борьбой с экстремизмом», хотят категорически опровергнуть подобные обвинения. Пекин, отказавший во въезде в Синьцзян представителям западных стран и ООН, пытается через государственные СМИ показать «счастливую жизнь» в Синьцзяне.